Использование сенсорных коробок в работе логопеда
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Это означает, что дети познают мир и развивают речь через пальчики: им необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр на логопедических занятиях является сенсорная коробка. Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом, которая служит для многих тематических игр и является хорошим игровым полем. Это прекрасная своей универсальностью вещь, с которой можно играть, во что угодно и которая одновременно подходит детям разных возрастов. Она даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.
Чем полезна сенсорная коробка
- Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
- Расширяет словарный запас и даёт возможность использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…). Развивают связную речь, диалогическую, грамматические категории речи.
- Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
- Помогает изучению цвета, формы, текстуры. Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
- Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми. Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
- Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.
Чем наполнить коробку:
Коробочки в нашем кабинете имеют различные наполнители:
- разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, крупная соль, всевозможные макароны;
- фасоль, горох песок, галька; аква грунт (для игры «Подводный мир», «На берегу океана»);
природные материалы: шишки, мох, листья, шиповник, камни, ракушки. (для игр «Ферма», «Деревня»). - нарезанная бумага, ватные шарики, искусственный снег; (для игр «Космическое путешествие», «На севере»).
Используем различные «инструменты» в сенсорных коробках:
- лопатки, ложки, совки, половник, шумовку; пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;
- форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья
- щипцы, пинцет; игрушечные грабли, лейку;
- игрушки: маленькие фигурки, животные, машинки, игрушечную еду.
Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.
Главный критерий при использовании сенсорной коробки в логопедической работе с детьми – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.
Сейчас очень много мелких игрушек, сделанных по мотивам популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть только с ними. Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разными наполнителями, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в старшем дошкольном возрасте, когда у детей достаточно развито воображение для самостоятельной организации игрового пространства.
Таким образом, использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми на занятиях логопеда возможно без особых материальных затрат и больших усилий, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто, менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Список литературы:
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
- Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагогический центр образования, 2013.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М: Просвещение, 2009.
Синицына К.А., учитель-логопед
Добавить комментарий