Роль поэтических произведений в работе с детьми с нарушением речи
Роль поэзии в работе логопеда с детьми с ОВЗ имеет особое значение в коррекции речи. Именно с помощью поэтических произведений формируется и развивается слуховое восприятие, чувствительность к языку, которые играют важную роль в преодолении серьезных речевых нарушений у детей.
Поэтическая речь кардинально отличается от разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Разучивание поэтических произведений для детей с речевыми нарушениями имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, открывается богатство интонаций, формируется культурный уровень воспитанника. Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.
Подготовка к таким мероприятиям позволяет логопеду решить задачи по коррекции речи и ознакомлению с художественной литературой, развитию речи. При организации конкурсных номеров объединяются разные виды искусств – музыка, литература, что способствует духовному и нравственному развития личности, воспитанию эстетического вкуса.
Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга, но для детей с ОВЗ заучивание стихотворений даётся с трудом. Одни дети с удовольствием воспринимают ритм стихотворения и запоминают его, не особенно даже сначала вникая в содержание. Другим, чтобы запомнить, непременно нужно понимать значение слов. В работе с детьми с ОВЗ сталкиваемся с такими проблемами, как недостаточная познавательная активность детей и многообразие проявлений речевого недоразвития.
Но это не повод не учить стихи и не участвовать в праздниках и конкурсах. Для заучивания стихотворения логопед прибегает к такой форме работы как мнемотехника — облегчающий процесс запоминания информации. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Она влияет на развитие личности ребенка в целом, на формирование у него умственных, нравственных и других способностей и качеств.
На базе логопедического пункта Детского дома уже много лет организовано логопедическое объединение «Речецветик». В рамках этого объединения, дети с большим удовольствием участвуют в краевых и районных конкурсах чтецов, выступают на праздниках и мероприятиях детского дома, краевых фестивалях концертных программ. Так, за время работы объединения, дети с речевыми нарушениями Детского дома приняли участие:
- в краевом смотре – конкурсе концертных программ среди образовательных организаций детских домов и школ – интернатов, в номинации художественное слово с литературно — художественными композициями «А у нас во дворе!» (по мотивам стихотворения «А что у вас?», Сергей Михалков, «Человек — хороший» (о дальневосточных животных), «Кем быть? Кем быть!» (отрывок стихотворения «Кем быть?», В. Маяковский) (призеры);
- в краевом конкурсе чтецов «Нет родней и краше стороны моей», посвященного 80-летию образования Хабаровского края», среди детских домов (призеры);
- в конкурсе на лучшую организацию работы по профессиональному самоопределению воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (призеры);
- в районной акции «Цветаевские костры» «Горит свеча во имя встречи»; — в XXI районном фестивале театральных коллективов «Мой друг – театр!»;
- в открытом краевом конкурсе «Талантливые дети» (призеры);
- в краевом конкурсе чтецов «Волшебное слово», посвященного Десятилетию детства в РФ, среди детских домов Хабаровского края (призеры);
- в районном конкурсе детского творчества «Созвездие» в номинации «Художественное слово» (призеры);
- в конкурсе чтецов Детского дома «Российский дух» и др.
Перед нами стоит задача мудро и системно включить воспитанника в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей. Такая форма работы, как заучивание стихотворений, дает возможность каждому ребенку с речевыми трудностями для самореализации и для успешной его социализации.
Синицына К.А. учитель — логопед
Добавить комментарий